METRO.Библиотека

Юрий Гридчин


Метрополитен Копенгагена (Дания)

История строительства и основные сведения

Первое решение о необходимости строительства метро в столице было принято парламентом Дании в 1992 году. Целью проекта являлось обеспечение жителей города современным и быстрым видом транспорта, не зависящим от наземной транспортной ситуации и имеющим максимальное удобство для пассажиров.

Вплоть до 1997 года шли изыскательские и подготовительные работы, проектирование подвижного состава, а также закупка оборудования, необходимого для начала строительства метро. В 1998 году неподалеку от будущей станции Islands Brygge началась проходка тоннелей с помощью двух щитов фирмы Wirth, получивших женские имена Liva и Betty (один из них после проведения восстановительных работ вёл проходку метро в Казани под именем Алтынчач). В основном тоннели залегают на глубине от 20 до 30 метров. В этом же году в Италии начали изготовление подвижного состава - 34 трехвагонных составов. В 2000 году были проведены ходовые испытания первого состава на готовом наземном участке. В феврале 2001 года завершена проходка подземных тоннелей. В 2001-2002 годах полным ходом идёт сооружение станций метро и монтаж систем обеспечения. С июня 2002 года идет наладка систем и обкатка составов на всей длине пускового участка. В августе 2002 года начаты работы на наземном участке метро вдоль восточного побережья острова Amager к аэропорту.

19 октября 2002 года метрополитен Копенгагена открылся на участке Nørreport - Vestamager с юго-восточным ответвлением к станции Lergravsparken.

29 мая 2003 года линия была продлена до станции Frederiksberg, а 12 октября 2003 года до станции Vanløse (за исключением станции Flintholm открытой в 2004 году).

Третий пусковой участок от станции Lergravsparken до станции Lufthavnen в аэропорте Kastrup длиной 4,5 км открылся 28 сентября 2007 года.

В августе 2007 года начаты работы по геодезическому исследованию и проектированию новой кольцевой линии метро (называемой на датском языке Cityringen). Линия будет иметь 17 подземных станций. Предусмотрена пересадка на существующие линии метро на станциях Kongens Nytorv и Frederiksberg. С её помощью планируется связать центр Копенгагена с железнодорожным вокзалом и неохваченными электричками и метро районами Østerbro, Nørrebro, Vesterbro и муниципалитета Frederiksberg. Состав должен преодолевать круг за 23 минуты.

Активные строительные работы планировалось начать в 2009 году. Проходка тоннелей должна осуществляться в 2013-2016 годах. Плановый срок ввода Cityringen в эксплуатацию на всей длине - 2018 году. Однако, появились опасения, что надвигающийся мировой экономический кризис, а также сопротивление общественности города прокладкой метро в непосредственной близости от ценных городских объектов (в частности, около Мраморной кирхи), может сорвать срок открытия.

Дополнение:
24 марта 2009 года принято окончательное решение по проекту Cityringen. Утверждены трассировка линии, план финансирования и сроки строительства. В 2018 году кольцевая линия метро должна работать.

Станции

На текущий момент в Копенгагене и Фредериксберге в общей сложности имеется 22 станции метро, из них 9 станций подземные. Общая длина линий в двупутном исчислении составляет 21 км, из них около 10 км трассы проходит в туннелях и 11 км по земле и на эстакадах. Подземные станции имеют глубину 20 метров, длину 60 метров и ширину 20 метров. Пассажирские потоки входящих и выходящих пассажиров грамотно разведены и не пересекаются. Пара эскалаторов опускает пассажиров на промежуточный этаж, другая пара - далее на платформу. Также имеется лифт вместительностью 10 человек, который доставляет пассажиров с уровня земли на платформу и обратно. На подземных станциях доступ в тоннель с платформы невозможен, так как она имеет стенки из прозрачного материала, в которые вмонтированы раздвижные двери. Открытие и закрытие дверей поезда и платформы синхронизировано. На станциях, расположенных в центре города, дежурные метро-стюарды следят за порядком и при необходимости оказывают помощь пассажирам.

Наземные и надземные станции шириной от 6 до 12 метров накрыты лёгким навесом. Вход на станции осуществляется из подземного перехода по лестнице или на лифте. Наземные станции не имеют дополнительного ограждения, но имеют электронную систему экстренной остановки поезда в случае нахождения на путях людей или падения предметов. Исключение составляет надземная станция Lufthavnen, которая имеет прозрачные стены и двери.

Имеются две линии метро: составы на линии M1 курсируют между Vanløse и Vestamager; на линии M2 - между Vanløse и Lufthavnen (станция метро расположена на втором этаже терминала 3 аэропорта Каструп).

Метрополитен Копенгагена не является самым большим, самым протяженным или старейшим, однако, на конференции "MetroRail 2008" он был удостоен почётного звания "World's Best Metro 2008".

Схема метро Копенгагена

Подвижной состав

Подвижной состав был разработан специально для метро Копенгагена итальянской транспортной корпорацией Ansaldo STS Group совместно с дизайнерской компанией Guigiaro Design. Разработка и эксплуатация были настолько успешны, что подобный подвижной состав планируется использовать на будущих новых линиях в Милане (линия 5), Риме (линия C), Брешиа и греческих Салониках.

Состав состоит из трёх сочлененных вагонов с проходом из вагона в вагон. Длина состава 39 метров, ширина - 2,65 метра. Электропитание составов производится от контактного рельса (постоянный ток 750 вольт). Состав может развивать скорость до 80 км\ч. Средняя скорость с учетом остановок - 40 км\ч. Минимальный допустимый интервал движения составов - 90 секунд.

В составе предусмотрена возможность ручного управления из вагона. Эта возможность используется при помещении составов на запасные пути, маневрировании в депо и при возникновении нештатных ситуаций.

Проектная вместимость состава - 300 человек. В составе имеется 100 мест для сидения, которые в центральной части идут вдоль бортов вагона, а в передней и задней части повёрнуты в сторону окон, из которых открывается отличный вид в освещенный тоннель. Также предусмотрены зоны для размещения инвалидных и детские колясок и велосипедов. Состав имеет по 6 широких дверей с каждой стороны, которые оснащены системой предотвращающей возможность состава тронуться с места с незакрытой дверью. Пассажир оповещается о закрытии дверей с помощью звукового сигнала и мигающей лампочки. В составе установлены два информационных табло, на которых выводится информация о времени, следующей станции, список возможных пересадок на автобусное и железнодорожное сообщение.

Станции и составы находятся под постоянным видеонаблюдением. Имеются тревожные кнопки (красная кнопка "Alarm") и связь с диспетчером (зелёная кнопка "Info"). Тоннели освещены и оборудованы дорожками для эвакуации людей. Каждые 20 метров расположены указатели, показывающие направление к ближайшему аварийному выходу или станции и расстояние до него.

Время работы

Метрополитен Копенгагена работает круглосуточно.

Интервалы движения:

    - в пиковые часы (07:00 - 10:00 и 15:00 - 18:00) 2 минуты на общем участке (4 минуты на ответвлениях)
    - вне пик (05:00 - 07:00, 10:00 - 15:00, 18:00 - 24:00) 3 минуты на общем участке (6 минут на ответвлениях)
    - ночью (24:00 - 05:00) с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье - 15 минут, в остальные ночи - 20-30 минут

Оплата проезда

В Копенгагене и его пригородах используется интегрированная система оплаты проезда с привязкой стоимости проезда к зоне следования. Проезд внутри городской зоны (зона 1-3) стоит 21 датскую крону (все цены даны на март 2009 года). Проезд в каждую следующую зону увеличивает стоимость проезда еще на 10,5 датских крон. Для примера: разовый проезд из Копенгагена в городской аэропорт, который находится в зоне 4, стоит 31,5 датских крон. При этом не важен вид транспорта, на котором вы добираетесь до конечного пункта. Это может быть электропоезд (вагон 2-го класса), автобус или метросостав. При необходимости вы может сделать пересадку на другое транспортное средство без доплаты стоимости. Билет действителен в течении одного часа с момента компостирования для зон 1-3, полутора часов для зон 4-6 и двух часов для зон 7-9.

Взрослый пассажир вправе везти с собой двух детей возрастом до 12 лет бесплатно. Ребёнок до 16 лет едущий без взрослых должен приобрести билет по детскому тарифу (50% стоимости взрослого).

Отдельные билеты должны приобретаться для собак и велосипедов. Собаки-поводыри, а также маленькие собаки, помещенные в сумку, проезжают бесплатно. Запрещено перевозить собак на первых 6 местах в голове и в хвосте состава метро - эти места зарезервированы для пассажиров-аллергиков. Перевозка велосипедов в метро запрещена в периоды с 07:00 до 08:30 и с 15:30 до 17:00 (это правило не действует в летние месяцы). У каждой станции метро имеется организованная парковка для велосипедов.

Ночью с 01:00 до 05:00 действует двухкратный тариф при поездке в метро и автобусах ночных маршрутов.

Есть широкий выбор разнообразных типов билетов и проездных, разовая поездка по которым будет стоить значительно дешевле. Таким образом, вы можете минимизировать затраты на транспорт в зависимости от частоты и расстояния необходимых поездок.

Разовый билет необходимо прокомпостировать в валидаторе в первом транспортном средстве по пути вашего следования. В метро валидаторы желтого цвета установлены в вестибюлях подземных станций или при входе на платформу на наземных станциях.

Все виды билетов можно купить в автоматах, расплатившись наличными или кредитной картой (желательно иметь Visa и MasterCard со встроенным чипом). На вокзалах также имеются кассы, где вы можете купить билет у кассира и бесплатно взять транспортные схемы, расписания и другие информационные материалы.

Контроль оплаты проезда может осуществляться как на станциях, так и в вагонах.

Фотографии и иллюстративные материалы

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Метроуказатель.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Лестница в вестибюль и лифт для спуска в вестибюль и на платформу станции.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Вестибюль. На переднем плане эскалаторы для входа пассажиров, справа на заднем плане - для выхода.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Вид с промежуточного этажа. Разведение пассажирских потоков.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Christianshavn. Вид с промежуточного этажа. На заднем плане видна шахта лифта.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Платформа станции. На переднем плане валидатор для компостирования билетов со схемой транспортных зон.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Kongens Nytorv. Голова состава.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Amager Strand. Вид на платформу станции и лифтовую шахту. Слева видна звукогасящая стенка.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Amager Strand. Платформа станции. Табло показывают время ожидания состава.
На переднем плане стенд для экстренной связи с дежурной группой и получения справочной информации.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Amager Strand. Вход на платформу возможен по лестнице или на лифте.
На заднем плане виден состав, стоящий в тупике, и настил для эвакуации пассажиров при возможных сбоях движения метро.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Amager Strand. Прибывает состав линии M2 до станции Vanløse.

© Yuri Gridchin, 2009

Станция метро Lufthavnen. Платформа станции.

Схема развития метро Копенгагена до 2018 года.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central (красное здание на заднем плане) и парк Tivoli (на переднем плане). Вид с башни городской ратуши.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Экстерьер здания вокзала.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Главный вход.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Интерьер здания вокзала.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Платформенная часть (вид в сторону станции Nørreport).

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Платформенная часть (вид в сторону станции Ørestad).

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Состав датских государственных железных дорог (DSB).

© Yuri Gridchin, 2009

Интерьер вагона состава датских железных дорог (DSB).

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Состав шведской компании SJ AB.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Cøbenhavn Central. Ночь.

© Yuri Gridchin, 2009

Велостоянка у железнодорожной станции Østeport

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Malmö Central. Интерьер здания вокзала.

© Yuri Gridchin, 2009

Вокзал Malmö Central. Платформенная часть.

Билет DSB из Копенгагена до Мальмё и обратно

Билет для проезда из зоны 4.

Билет на 24 часа.

Билет для проезда в Копенгагене (зона 1-2).

Полезные ссылки

1. Официальный сайт метрополитена

2. Датские государственные железные дороги

3. Планирование поездок, расписания движения транспорта

4. Информация о возможных задержках (все виды общественного транспорта и автодороги)

5. Сайт корпорации Ansaldo STS Group

6. Сайт аэропорта Копенгагена (Karstup)

7. Строительство Cityringen

8. Туристский портал Копенгагена

9. Шведская компания SJ AB, железнодорожный перевозчик


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

<< МЕТРО Основная
<< METRO Main page

Rambler's Top100